Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Важные документы

УСТАВ

Государственного учреждения образования

«Ясли-сад № 284 г. Минска»

(Новая редакция)

СТАТУТ

Дзяржаўнай установы адукацыі

«Яслі-сад № 284 г. Мінска»

(Новая рэдакцыя)

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящий Устав Государственного учреждения образования «Ясли-сад № 284 г. Минска» (далее – Учреждение) является новой редакцией Устава Учреждения, зарегистрированного Минским городским исполнительным комитетом 22.08.2013 г. в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей №191293874.

2. Настоящий Устав (далее – Устав) Учреждения разработан в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении дошкольного образования.

3. Полное наименование Учреждения:

на русском языке - Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 284 г. Минска»;

на белорусском языке - Дзяржаўная ўстанова адукацыі «Яслі-сад № 284 г. Мінска».

Сокращенное наименование Учреждения:

на русском языке – Ясли-сад № 284 г. Минска;

на белорусском языке – Яслі-сад № 284 г. Мінска.

4. Место нахождения Учреждения: 220082, г. Минск, пр-т Пушкина, д. 53.

5. Устав регулирует порядок деятельности Учреждения.

Учреждение организует свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении дошкольного образования, иными актами законодательства Республики Беларусь и Уставом.

6. Учреждение создано решением исполкома Минского городского совета депутатов трудящихся № 339 от 31.12.1968г. и передано в оперативное управления производственного комбината «Строймонтажиндустрия» 03.03.1969 года. Решением Исполкома Минского городского совета народных депутатов № 77 от 29.01.1998 г. 01.01.2001 г. передано в оперативное управление Управлению образования администрации Фрунзенского района г. Минска 01.01.2001 г.

7. Учреждение является учреждением образования, относится к типу учреждений дошкольного образования, к виду – ясли-сад, входит в систему дошкольного образования и создается в целях обеспечения разностороннего развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирования у него нравственных норм, содействия приобретению им социального опыта.

8. Предметом деятельности Учреждения является реализация образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, а также программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.

9. Учреждение осуществляет виды деятельности в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005 - 2011 «Виды экономической деятельности», утвержденного положением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85 «Об утверждении, введении в действие общегосударственного классификатора Республики Беларусь»:

85100 – дошкольное образование.

10. Отдельными видами деятельности, перечень которых определен законодательством Республики Беларусь, Учреждение может заниматься на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством.

11. Учреждение имеет статус юридического лица, является некоммерческой, бюджетной организацией. Учреждение имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь, штамп со своим наименованием.

12. Учреждение является государственным учреждением, созданным на основе коммунальной собственности города Минска, финансируется из местного бюджета, создается, реорганизуется, ликвидируется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, действует на основании Устава, утверждаемого учредителем в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Учредителем Учреждения является управление образования администрации Фрунзенского района г. Минска (далее – Учредитель).

13. В состав Учреждения как структурное подразделение входит пункт коррекционно-педагогической помощи.

При необходимости приказом заведующего могут создаваться другие структурные подразделения, необходимые для решения задач Учреждения.

обеспечение дошкольного образования воспитанникам в соответствии с образовательными стандартами дошкольного образования;

обеспечение разностороннего развития личности воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у них нравственных норм;

приобщение воспитанников к общечеловеческим и национальным ценностям;

выявление и развитие индивидуальных склонностей и интеллектуально-творческого потенциала воспитанников;

обеспечение преемственности дошкольного и первой ступени общего среднего образования;

формирование культуры семейных отношений, ценностного отношения к семье;

создание специальных условий для получения образования воспитанниками с особенностями психофизического развития и оказание им коррекционно-педагогической помощи;

охрана здоровья воспитанников, формирование основ здорового образа жизни.

14. Целью деятельности Учреждения является обеспечение качественного дошкольного образования.

15. Основными задачами Учреждения являются:

16. Учреждение самостоятельно в осуществлении образовательной деятельности, подборе и расстановке кадров и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь.

17. Учреждение в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеет право:

осуществлять образовательную деятельность;

формировать структуру и штатное расписание;

осуществлять приносящую доходы деятельность;

участвовать в научной, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;

осуществлять международное сотрудничество в сфере образования на основе международных договоров Республики Беларусь, договоров, заключаемых между Учреждением и организацией иностранного государства (международной организацией, иностранным гражданином, лицом без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь), международных и национальных проектов и программ в сфере образования;

осуществлять иные права в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

18. Учреждение обязано обеспечивать:

качество образования;

подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;

материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными санитарными нормами и правилами;

безопасные условия при организации образовательного процесса;

разработку и принятие правил внутреннего трудового распорядка;

моральное и материальное стимулирование педагогических и иных работников Учреждения;

меры социальной защиты воспитанников;

создание необходимых условий для организации питания и медицинской помощи;

ознакомление законных представителей воспитанников при зачислении в Учреждение со свидетельством о государственной регистрации, Уставом, а по их требованию и с учебно-программной документацией;

содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля обеспечения качества образования.

Иные обязанности Учреждения устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства Республики Беларусь, Уставом.

19. Учреждение несет в установленном законодательством Республики Беларусь порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции.

20. Компетенция Учредителя:

принимает решение об изменении вида, реорганизации и ликвидации Учреждения в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Беларусь;

в случае прекращения деятельности Учреждения принимает меры по переводу воспитанников с согласия их законных представителей в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Беларусь;

определяет язык обучения и воспитания в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь;

обеспечивает создание, обновление и развитие материально-технической базы Учреждения;

назначает на должность и освобождает от должности руководителя, заместителей руководителя Учреждения;

согласовывает заключение договоров в сфере международного сотрудничества;

осуществляет иные права и обязанности, предусмотренные актами законодательства Республики Беларусь и Уставом.

21. Учреждение не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

Полученные от приносящей доходы деятельности доходы и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения.

22. Учреждение не вправе выступать гарантом или поручителем перед банками – кредиторами юридических лиц негосударственной формы собственности и физических лиц по исполнению этими лицами своих обязательств возврата полученных кредитов.

23. Медицинская помощь несовершеннолетним обеспечивается медицинскими работниками учреждения здравоохранения «20-я городская детская поликлиника».

24. Питание воспитанников в Учреждении организуется в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Размер и порядок взимания платы за питание воспитанников в Учреждении утверждаются Правительством Республики Беларусь.

25. В Учреждении запрещается создание и деятельность политических партий, иных общественных организаций (объединений), которые имеют политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству Республики Беларусь деятельность религиозных организаций.

26. Учреждение реорганизуется и ликвидируется в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства Республики Беларусь. Решение о реорганизации и ликвидации учреждения принимается Учредителем или судом.

27. Устав вступает в силу с момента его государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством Республики Беларусь.

Изменения и (или) дополнения в Устав вносятся после их утверждения Учредителем и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

ГЛАВА 2

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ

28. Образовательная деятельность Учреждения строится на основе принципов государственной политики в области образования, образовательных стандартов, современных образовательных и информационных технологий и на педагогически обоснованном выборе форм, методов, средств обучения и воспитания, учитывающих культурные традиции и ценности белорусского народа, других национальных общностей страны, достижения мировой культуры, а также в соответствии с целями и задачами Учреждения с учетом интересов, способностей, опыта воспитанников. Обучение, воспитание и развитие воспитанников обеспечиваются педагогическим коллективом во взаимодействии с законными представителями воспитанников, иными организациями.

Учреждение создает необходимые условия для организации образовательного процесса.

29. Основным языком обучения и воспитания в Учреждении является русский.

По решению Учредителя, с учетом возможностей Учреждения, могут открываться группы с белорусским языком обучения и воспитания.

30. В Учреждении реализуется образовательная программа дошкольного образования. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с требованиями учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования.

В Учреждении реализуется образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования, образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, а также программа воспитания и защиты прав и законных интересов воспитанников, находящихся в социально опасном положении.

31. Срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников.

32. Образовательный процесс организуется в режиме пятидневной учебной недели.

Время пребывания воспитанников в Учреждении устанавливается Учредителем в соответствии с запросами законных представителей воспитанников и составляет 12 часов: с 7.00 до 19.00. Время пребывания воспитанника по желанию его законного представителя может быть уменьшено.

33. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется в группах, может осуществляться индивидуально в соответствии с требованиями, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.

34. Организация образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется круглогодично.

35. При реализации образовательной программы дошкольного образования устанавливаются каникулы, в период которых занятия с воспитанниками не проводятся. В период каникул проводится только физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа с воспитанниками.

Общая продолжительность каникул составляет сто десять дней: летние – девяносто календарных дней, зимние – десять календарных дней, весенние – десять календарных дней.

В период летних каникул при сокращении численности воспитанников допускается переформирование групп Учреждения, в том числе в разновозрастные группы, или их закрытие.

36. Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие. Кроме основных форм организации образовательного процесса, могут использоваться иные формы: экскурсия, наблюдение, коллективный труд и другие.

Ежедневное количество занятий и игр в каждой возрастной группе и их последовательность определяются учебным планом Учреждения.

37. Для проведения образовательного процесса (занятий, игр) воспитанники приказом заведующего объединяются в группы. Наполняемость групп определяется Кодексом Республики Беларусь об образовании.

38. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса в Учреждении осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании. Учебные планы Учреждения разрабатываются на основании Типового учебного плана и учебной программы дошкольного образования, утверждаются заведующим.

39. Экспериментальная и инновационная деятельность Учреждения осуществляется в соответствии Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства Республики Беларусь.

40. Делопроизводство Учреждения ведется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Номенклатура дел Учреждения на календарный год утверждается заведующим.

41. Статистическая отчетность Учреждения предоставляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

42. Воспитательная и профилактическая работа в Учреждении проводится в соответствии с законодательством Республики Беларусь по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

43. Контроль и самоконтроль за обеспечением качества образования, его порядок и периодичность осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

ГЛАВА 3

КОМПЛЕКТОВАНИЕ И СТРУКТУРА УЧРЕЖДЕНИЯ

44. В Учреждение принимаются дети, постоянно проживающие в Республике Беларусь, независимо от их местожительства и гражданства.

45. Организация воспитания и обучения воспитанников осуществляется в группах:

первой младшей (для детей от двух до трех лет);

второй младшей (для детей от трех до четырех лет);

средней (для детей от четырех до пяти лет);

старшей (для детей от пяти до шести (семи) лет).

46. В Учреждении могут создаваться группы второго раннего возраста (для детей от одного года до двух лет), специальные группы для воспитанников с особенностями психофизического развития, группы интегрированного обучения и воспитания, санаторные группы, группы кратковременного пребывания, в том числе семейные.

47. Порядок открытия, комплектования, организации деятельности вышеназванных групп определяется законодательством Республики Беларусь.

48. Прием воспитанников в Учреждение осуществляется в течение календарного года при наличии в нем свободных мест на основании:

направления, выданного Учредителем;

заявления законных представителей ребенка;

медицинской справки о состоянии здоровья;

заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (для специальных групп);

заключения врачебно-консультативной комиссии детской поликлиники (для санаторных групп).

49. Зачисление в Учреждение и отчисление из Учреждения воспитанников оформляется приказом заведующего.

50. Комплектование групп Учреждения и перевод воспитанников из одной возрастной группы в другую осуществляются ежегодно на начало учебного года (1 сентября).

Перевод воспитанников с особенностями психофизического развития из специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания в группы общего назначения осуществляется в соответствии с заключением государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Перевод воспитанников из санаторных групп в группы общего назначения осуществляется в соответствии с заключением врачебно-консультативной комиссии.

51. За воспитанниками сохраняется место в Учреждении:

на период болезни, нахождения воспитанника на домашнем режиме при условии предъявления медицинской справки;

на период прохождения санаторно-курортного лечения при условии предъявления путевки;

на период карантина в Учреждении;

на период болезни законных представителей воспитанника при наличии листка временной нетрудоспособности или по их письменному заявлению;

на период отпуска, служебной командировки законных представителей воспитанника по их письменному заявлению;

на период выходных дней законных представителей воспитанника, в том числе при скользящем графике работы, при предоставлении дополнительного свободного от работы дня в неделю матерям в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь по письменному заявлению законных представителей;

на период простоя организации (подразделения), в которой работают законные представители воспитанника по письменному заявлению законных представителей;

на летний оздоровительный период (до 90 дней) по письменному заявлению законных представителей;

на период каникул по письменному заявлению законных представителей;

на период закрытия Учреждения по предписанию санитарно-эпидемиологической службы.

В иных случаях решение о сохранении места принимает Учредитель в интересах воспитанника.

52. Прием, перевод, отчисление (прекращение образовательных отношений) воспитанников, комплектование Учреждения осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства Республики Беларусь.

ГЛАВА 4

ВОСПИТАННИКИ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ РАБОТНИКИ УЧРЕЖДЕНИЯ

53. К субъектам образовательных отношений Учреждения относятся воспитанники, законные представители воспитанников, педагогические работники.

54. Педагогическими работниками Учреждения являются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, осуществляют научно-методическое обеспечение образования или осуществляют руководство образовательной деятельностью).

55. Иными работниками Учреждения являются лица, осуществляющие административно-хозяйственные, технические и иные вспомогательные функции.

56. Права и обязанности заведующего, заместителей заведующего, педагогических и иных работников Учреждения устанавливаются законодательством Республики Беларусь, Уставом, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором (контрактом), должностной инструкцией, иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения.

57. Педагогические работники Учреждения имеют право на:

обеспечение условий для осуществления своей профессиональной деятельности;

творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения;

доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;

участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности;

участие в управлении Учреждением;

повышение квалификации;

моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности;

объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;

защиту своей профессиональной чести и достоинства;

самостоятельное определение форм, методов и средств обучения и воспитания воспитанников;

иные права, предусмотренные актами законодательства Республики Беларусь.

58. Педагогические работники Учреждения обязаны:

осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ;

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

уважать честь и достоинство воспитанников и других участников образовательного процесса;

повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;

вести здоровый образ жизни, пропагандировать его среди воспитанников и членов их семей;

соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;

проходить предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и педагогическое мастерство;

воспитывать воспитанников в духе гуманизма, гражданственности и уважения к закону и труду;

обладать высокими моральными качествами;

исполнять положения Устава, законодательства Республики Беларусь, локальных нормативных правовых актов.

59. Прием на работу и увольнение педагогических и иных работников Учреждения осуществляется заведующим в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. Требования к педагогическим работникам и иным работникам Учреждения определяются квалификационными требованиями, должностными инструкциями, утвержденными в установленном порядке.

60. Педагогическую деятельность не могут осуществлять лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью;

имеющие судимость;

признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;

не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

При возникновении в период осуществления педагогической деятельности обстоятельств, препятствующих ее осуществлению, осуществление педагогической деятельности прекращается в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

61. Для работы в Учреждении могут привлекаться работники сферы образования, науки, культуры и производства на условиях почасовой оплаты, совместительства, по договору оказания возмездных услуг.

62. Оплата труда работников Учреждения и привлеченных лиц производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Премирование работников, материальное и моральное поощрение и стимулирование осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также на основании коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных правовых актов Учреждения.

63. Законные представители воспитанников имеют право на:

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, Уставом Учреждения, учебно-программной документацией;

участие в управлении Учреждением;

защиту прав и законных интересов воспитанников.

Иные права законных представителей воспитанников устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства Республики Беларусь, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения.

Законные представители воспитанников обязаны:

обеспечивать условия для получения образования и развития воспитанников;

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

выполнять требования учредительных документов Учреждения;

оказывать посильную помощь в реализации уставных задач Учреждения.

Законные представители воспитанников несут ответственность перед обществом и государством за воспитание, обучение и развитие детей, сохранение их жизни, здоровья, уважение их человеческого достоинства.

Иные обязанности законных представителей воспитанников устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства Республики Беларусь, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения.

64. Права и обязанности воспитанников:

Воспитанник имеет право на:

охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

получение образования в соответствии с образовательными программами;

бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

бесплатную коррекцию психических нарушений;

пользование учебными пособиями;

каникулы;

получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны педагогических работников Учреждения;

65. Воспитанник обязан:

заботиться о своем здоровье;

осваивать и выполнять нормы поведения в обществе сверстников и взрослых;

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

бережно относиться к имуществу Учреждения.

ГЛАВА 5

УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ

66. Управление Учреждением осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении дошкольного образования, иными актами законодательства Республики Беларусь и Уставом.

67. Заведующий Учреждением назначается на должность и освобождается от должности Учредителем в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

68. Заведующий Учреждением:

действует от имени Учреждения без доверенности и несет ответственность за результаты его деятельности;

издает приказы, распоряжения;

осуществляет прием и увольнение работников, утверждает их должностные инструкции;

возглавляет совет Учреждения;

определяет порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образования;

ежегодно на основе типового учебного плана учреждения дошкольного образования и учебной программы дошкольного образования по согласованию утверждает учебный план Учреждения;

утверждает индивидуальные учебные планы;

осуществляет иные права и обязанности в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

69. Руководство образовательной, научно-методической, организационно-методической и информационно-аналитической работой Учреждения осуществляет заместитель заведующего по основной деятельности.

Руководство административно-хозяйственной деятельностью осуществляет заместитель заведующего по хозяйственной работе.

Заместители заведующего назначаются на должность и освобождаются от должности Учредителем в порядке, установленном действующим законодательством Республики Беларусь.

70. Основным органом самоуправления Учреждения является совет. Совет Учреждения (далее – Совет) осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о совете учреждения образования, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь, нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь, Уставом.

Совет создается в количестве 8 членов.

75 % состава Совета в количестве 6 человек формируется из педагогических и иных работников Учреждения, которые избираются на собрании трудового коллектива Учреждения, представителей местных исполнительных и распорядительных органов, заинтересованных учреждений, общественных объединений и иных организаций.

25 % состава Совета в количестве 2 человек формируется из законных представителей воспитанников.

Представители законных представителей воспитанников в количестве 2 человек избираются на собрании представителей, избранных на собраниях законных представителей групп в количестве по 1 человеку от каждой группы.

Представители местных исполнительных и распорядительных органов, заинтересованных учреждений, общественных объединений и иных организаций направляются в состав Совета соответствующим письмом их руководителей.

По должности в состав Совета входят: заведующий, заместители заведующего. Состав Совета утверждается приказом заведующего Учреждением.

Срок полномочий Совета определяется Уставом и составляет 3 года.

Непосредственное руководство деятельностью Совета осуществляет председатель Совета, которым является заведующий. В период его отсутствия обязанности председателя выполняет лицо, исполняющее обязанности заведующего.

Текущую деятельность Совета обеспечивает секретарь Совета, который избирается из числа членов Совета по итогам открытого голосования членов Совета на первом заседании Совета.

Заседания Совета считаются полномочными, если на них присутствует не менее двух третей членов Совета.

Решения Совета вступают в силу после утверждения их заведующим.

Решения Совета, не противоречащие законодательству Республики Беларусь и утвержденные заведующим, являются обязательными для педагогических и иных работников Учреждения, законных представителей воспитанников.

71. В Учреждении создан педагогический совет, который действует в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь. Решения педагогического совета, утвержденные заведующим, являются обязательными для педагогических работников.

В Учреждении создан попечительский совет, который работает в соответствии с Положением, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.

ГЛАВА 6

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ И ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ

72. Структура и штатное расписание Учреждения утверждаются Учредителем в соответствии с действующими Типовыми штатами и штатными нормативами численности работников дошкольных учреждений, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь. Заведующий формирует структуру и количество штатных единиц в пределах средств, выделенных на оплату труда.

73. Документами, регулирующими нормы и правила внутреннего трудового распорядка, являются Трудовой кодекс Республики Беларусь, Правила внутреннего трудового распорядка Учреждения.

74. Трудовые отношения работников регулируются трудовыми договорами (контрактами), заключаемыми в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.

75. Квалификационные требования к работникам определяются соответствующими квалификационными требованиями.

76. Оплата труда работников Учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

77. Аттестация педагогических работников осуществляется в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.

ГЛАВА 7

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

78. Учреждение имеет в оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

79. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.

Имущество Учреждения находится в коммунальной собственности г. Минска и закреплено за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества Учреждения является Минский городской Совет депутатов (далее – Мингорсовет) в лице Минского городского исполнительного комитета (далее – Мингорисполком). Органом государственного управления, уполномоченным собственником управлять имуществом Учреждения, является Учредитель.

80. Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет право владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных собственником, в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

81. Материально-техническую базу Учреждения составляют земля, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, а также иное имущество, необходимое для решения ее целей и задач.

82. Учреждение обеспечивает содержание принадлежащей ему материально-технической базы на уровне требований, определенных соответствующими нормативами, и несет ответственность за сохранность и эффективность ее использования.

83. Источниками финансирования Учреждения являются:

бюджетные средства;

безвозмездная (спонсорская) помощь;

средства, полученные от приносящей доходы деятельности;

другие источники, не запрещенные действующим законодательством Республики Беларусь.

84. Учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Осуществление Учреждением приносящей доходы деятельности не влечет снижения его финансирования за счет средств местного бюджета г. Минска.

85. Оказание платных услуг в сфере образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, ухудшать качество

предоставления услуг в сфере образования, которые оказываются за счет средств местного бюджета г. Минска.

86. Средства, полученные Учреждением от приносящей доходы деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение и расходуются в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Уставом Учреждения.

87. Бухгалтерский учет в Учреждении осуществляется централизованной бухгалтерией Учредителя в соответствии с договором.

Формы и порядок ведения бухгалтерского учета устанавливаются Министерством финансов Республики Беларусь.

88. Должностные лица Учреждения несут установленную законодательством Республики Беларусь ответственность за искажение государственной отчетности.

89. Контроль образовательной и финансово-хозяйственной деятельности Учреждения осуществляется в порядке, предусмотренном актами законодательства Республики Беларусь.

Кодекс Республики Беларусь об образовании

13 января 2011 г. № 243-З

Принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года
Одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 года

Извлечение

РАЗДЕЛ VII
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГЛАВА 18
СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 141. Система дошкольного образования

1. Дошкольное образование – уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.

2. Ранний возраст – начальный этап физического, психического и социального развития личности ребенка от двух месяцев до трех лет.

3. Дошкольный возраст – этап физического, психического и социального развития личности ребенка от трех лет до приема его в учреждение образования для получения общего среднего или специального образования.

4. Система дошкольного образования включает в себя:

4.1. участников образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования;

4.2. образовательную программу дошкольного образования;

4.3. учреждения дошкольного образования;

4.4. иные учреждения образования, реализующие образовательную программу дошкольного образования;

4.5. иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательную программу дошкольного образования;

4.6. индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования;

4.7. государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы дошкольного образования;

4.8. республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физических лиц в пределах их полномочий в сфере дошкольного образования.

Статья 142. Образовательная программа дошкольного образования

1. Образовательная программа дошкольного образования реализуется в дневной форме получения образования.

2. Образовательная программа дошкольного образования реализуется в учреждениях дошкольного образования, социально-педагогических учреждениях, яслях-саду – начальной школе, яслях-саду – базовой школе, яслях-саду – средней школе, детском саду – начальной школе, детском саду – базовой школе, детском саду – средней школе, школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также может быть реализована иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Статья 143. Образовательные стандарты дошкольного образования

1. Образовательные стандарты дошкольного образования определяют требования к содержанию учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, срокам получения образования, организации образовательного процесса, уровню подготовки воспитанников.

2. Разработку образовательных стандартов дошкольного образования организует Министерство образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования.

3. Образовательные стандарты дошкольного образования утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

Статья 144. Срок получения дошкольного образования

Срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников.

ГЛАВА 19
УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 145. Учреждения дошкольного образования

1. Учреждение дошкольного образования – учреждение образования, которое реализует образовательную программу дошкольного образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

2. Учреждения дошкольного образования могут быть следующих видов:

2.1. ясли;

2.2. ясли-сад;

2.3. детский сад;

2.4. санаторный ясли-сад;

2.5. санаторный детский сад;

2.6. дошкольный центр развития ребенка.

3. Ясли – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего возраста получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление.

4. Ясли-сад – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление.

5. Детский сад – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление.

6. Санаторный ясли-сад – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и оздоровление.

7. Санаторный детский сад – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и оздоровление.

8. Дошкольный центр развития ребенка – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и оздоровление, а также развивают творческие способности.

Статья 146. Управление учреждением дошкольного образования

1. Непосредственное руководство учреждением дошкольного образования осуществляет его заведующий.

2. Заведующий учреждением дошкольного образования назначается на должность и освобождается от должности его учредителем.

3. Основным органом самоуправления учреждения дошкольного образования является совет, возглавляемый его заведующим.

4. В учреждениях дошкольного образования создается педагогический совет и могут создаваться попечительский совет, родительский комитет.

ГЛАВА 20
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 147. Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования

1. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дошкольного образования может организовываться:

1.1. в учреждениях образования;

1.2. в иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

1.3. у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

1.4. в санаторно-курортных и оздоровительных организациях.

2. Организация образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется круглогодично.

3. Время пребывания воспитанников в учреждении образования (иной организации, у индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования определяется учредителем учреждения образования (учредителем иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) в соответствии с запросами законных представителей воспитанников и может составлять от 2 до 7 часов, 10,5 часа, 12 часов, 24 часа.

Время пребывания воспитанника в учреждении образования (иной организации, у индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования по желанию его законного представителя может быть уменьшено.

4. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется в группах, в том числе в санаторных группах, в группах интегрированного обучения и воспитания, или индивидуально.

5. Санаторные группы – группы, в которых воспитанники получают дошкольное образование и оздоровление.

6. Группы интегрированного обучения и воспитания – группы, в которых реализуются образовательная программа дошкольного образования и образовательные программы специального образования. Группы интегрированного обучения и воспитания создаются для детей в возрасте до трех лет и для детей в возрасте от трех до восьми лет.

7. Воспитанники объединяются в группы:

7.1. первого раннего возраста (до одного года);

7.2. второго раннего возраста (от одного года до двух лет);

7.3. первую младшую (от двух до трех лет);

7.4. вторую младшую (от трех до четырех лет);

7.5. среднюю (от четырех до пяти лет);

7.6. старшую (от пяти до семи лет);

7.7. разновозрастную (от одного года до семи лет);

7.8. санаторную первого раннего возраста (до одного года);

7.9. санаторную второго раннего возраста (от одного года до двух лет);

7.10. санаторную первую младшую (от двух до трех лет);

7.11. санаторную вторую младшую (от трех до четырех лет);

7.12. санаторную среднюю (от четырех до пяти лет);

7.13. санаторную старшую (от пяти до семи лет);

7.14. интегрированного обучения и воспитания.

8. Наполняемость групп не должна превышать:

8.1. первого раннего возраста – 7 воспитанников;

8.2. второго раннего возраста – 10 воспитанников;

8.3. первой младшей – 15 воспитанников;

8.4. второй младшей – 20 воспитанников;

8.5. средней – 20 воспитанников;

8.6. старшей – 20 воспитанников;

8.7. разновозрастной – 12 воспитанников;

8.8. санаторной первого раннего возраста – 10 воспитанников;

8.9. санаторной второго раннего возраста – 10 воспитанников;

8.10. санаторной первой младшей – 10 воспитанников;

8.11. санаторной второй младшей – 15 воспитанников;

8.12. санаторной средней – 15 воспитанников;

8.13. санаторной старшей – 15 воспитанников.

9. Наполняемость групп интегрированного обучения и воспитания для детей в возрасте до трех лет составляет от 8 до 10 воспитанников, из них:

9.1. один ребенок с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера – при обучении и воспитании ребенка с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащего ребенка, или незрячего ребенка, или ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);

9.2. не более трех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера – при обучении и воспитании слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);

9.3. не более двух лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития.

10. Наполняемость групп интегрированного обучения и воспитания для детей в возрасте от трех до восьми лет составляет от 10 до 12 воспитанников, из них:

10.1. не более двух лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера – при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);

10.2. не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера – при обучении и воспитании слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);

10.3. не более трех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития.

11. Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения руководителя учреждения образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), индивидуального предпринимателя, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в соответствии с индивидуальным учебным планом.

12. Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие.

13. В учреждении образования (иной организации, у индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) при реализации образовательной программы дошкольного образования устанавливаются каникулы, в период которых занятия с воспитанниками не проводятся. В период каникул проводится только физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа с воспитанниками.

Общая продолжительность каникул составляет сто десять дней: летние – девяносто календарных дней, зимние – десять календарных дней, весенние – десять календарных дней.

Статья 148. Общие требования к приему лиц для получения дошкольного образования

1. Прием лица для получения дошкольного образования осуществляется на основании заявления законного представителя воспитанника, медицинской справки о состоянии здоровья, если иное не установлено настоящим пунктом.

Для получения дошкольного образования в государственных учреждениях образования законный представитель воспитанника помимо документов, указанных в части первой настоящего пункта, представляет направление в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, выданное местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения образования.

Для получения дошкольного образования в санаторных группах частных учреждений образования, иных организаций, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, законный представитель воспитанника помимо документов, указанных в части первой настоящего пункта, представляет заключение врачебно-консультационной комиссии.

2. Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют постановку на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования. Порядок постановки на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования, определяется Правительством Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

3. Прием лиц для получения дошкольного образования в части, не урегулированной настоящим Кодексом, осуществляется в соответствии с положением об учреждении дошкольного образования или его виде.

Статья 149. Обучение и воспитание воспитанников в санаторно-курортных и оздоровительных организациях

1. Воспитанникам, находящимся в санаторно-курортных и оздоровительных организациях и направленным в эти организации в составе организованных групп, создаются условия для обучения и воспитания в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.

2. Образовательный процесс в санаторно-курортных и оздоровительных организациях организуется учреждениями образования (иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), направляющими организованные группы воспитанников.

ГЛАВА 21
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 150. Система научно-методического обеспечения дошкольного образования

1. Научно-методическое обеспечение дошкольного образования включает в себя:

1.1. учебно-программную документацию образовательной программы дошкольного образования;

1.2. программно-планирующую документацию воспитания;

1.3. учебно-методическую документацию;

1.4. учебные издания;

1.5. информационно-аналитические материалы.

2. Научно-методическое обеспечение дошкольного образования осуществляют:

2.1. организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение дошкольного образования;

2.2. учреждения дошкольного образования;

2.3. иные учреждения образования, реализующие образовательную программу дошкольного образования;

2.4. иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательную программу дошкольного образования;

2.5. индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательную программу дошкольного образования;

2.6. республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере дошкольного образования.

Статья 151. Учебно-программная документация образовательной программы дошкольного образования

1. Учебно-программная документация образовательной программы дошкольного образования включает в себя учебные планы и учебную программу дошкольного образования.

2. Учебные планы подразделяются на:

2.1. типовой учебный план дошкольного образования;

2.2. учебные планы учреждений образования (иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующих образовательную программу дошкольного образования;

2.3. экспериментальные учебные планы учреждений дошкольного образования;

2.4. индивидуальные учебные планы.

3. Типовой учебный план дошкольного образования является техническим нормативным правовым актом и устанавливает перечень образовательных областей, количество учебных часов на их изучение по группам воспитанников, максимальную допустимую учебную нагрузку и общее количество учебных часов в неделю.

Типовой учебный план дошкольного образования разрабатывается Министерством образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования, и утверждается Министерством образования Республики Беларусь при наличии заключения органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, о его соответствии санитарно-эпидемиологическому законодательству.

4. Учебный план учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующего образовательную программу дошкольного образования, разрабатывается учреждением образования (иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующим образовательную программу дошкольного образования, на основе типового учебного плана дошкольного образования, учебной программы дошкольного образования и утверждается руководителем учреждения образования (руководителем иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).

5. Экспериментальный учебный план учреждения дошкольного образования апробируется в учреждении дошкольного образования, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность.

Экспериментальный учебный план учреждения дошкольного образования разрабатывается Министерством образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования, и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

6. Индивидуальный учебный план устанавливает особенности получения дошкольного образования воспитанниками с учетом их возможностей, способностей и потребностей, а также воспитанниками, время пребывания которых в учреждении образования (иной организации, у индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующем образовательную программу дошкольного образования, уменьшено по желанию их законных представителей.

Индивидуальные учебные планы разрабатываются учреждениями образования (иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующими образовательную программу дошкольного образования, на основе типового учебного плана дошкольного образования и утверждаются руководителями учреждений образования (руководителями иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).

7. Учебная программа дошкольного образования является техническим нормативным правовым актом и определяет цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, виды учебной деятельности, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания.

Учебная программа дошкольного образования разрабатывается Министерством образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования, и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.